Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая система Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны. Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.
Часть предприятий познакомились с аббревиатурой «ЕНП» еще в этом году, так как в июле стартовал пилотный проект по использованию Единого налогового платежа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Но, начиная с 1 января 2023 года, использовать ЕНП обязательно всем организациям.
Суть ЕНП состоит в том, что теперь все платежи юридические и физические лица будут перечислять на общий счет, а далее инспекция будет распределять поступившие средства по целям. Так, в Налоговом кодексе будет введено новое понятие «Совокупная обязанность», которое означает сумму всех платежей, которое лицо обязано перечислить на единый счет.
В совокупную обязанность будут включены налоги, авансовые платежи, взносы, сборы, пени, штрафы и суммы налога, подлежащие возврату.
Приоритетность зачета сумм будет происходить в следующей последовательности:
1. Недоимки, начиная с наиболее раннего момента выявления;
2. Налоги, взносы;
3. Пени;
4. Проценты;
5. Штрафы.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).
- Основные изменения налогообложения в 2023 году связаны с переходом организаций и ИП на уплату единого налогового платежа. Для расчётов с бюджетом станут использовать единый налоговый счёт, с которого ФНС будет самостоятельно списывать нужные суммы. Перед перечислением денег налогоплательщики должны подавать уведомления об исчисленных налогах, взносах, сборах.
- Из-за перехода на ЕНП меняются сроки сдачи отчётности и платежей. Общее правило таково: отчётность сдают не позже 25-го числа, а налоги, сборы, взносы перечисляют не позже 28-го числа следующего месяца.
- Существенно изменится отчётность по работникам. Вместо разных форм СЗВ и 4-ФСС вводят единый отчёт ЕФС-1 с подразделами. В формы многих деклараций внесут технические изменения, связанные с переходом на ЕНП.
- Страховые взносы за работников, а также ИП, глав и членов КФХ больше не будут делить на разные виды страхования. Устанавливается единый тариф страховых взносов. Для работодателей из сферы МСП это не влечёт рост налоговой нагрузки. Страхователям из крупного бизнеса придётся сложнее из-за резкого роста предельного размера базы по взносам.
- Работать на УСН в 2023 году сможет больше компаний и ИП, потому что из-за коэффициента-дефлятора увеличены лимиты по доходам. Однако производители и продавцы ювелирных изделий утратят право на упрощёнку, АУСН и патент.
Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.
Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.
Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- акцизы;
- водный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- госпошлина.
В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.
Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».
Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.
Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):
- Основная система налогообложения (ОСНО).
Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.
- Упрощенная система налогообложения (УСНО).
УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:
- среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
- остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
- доходы за 9 мес. не превышают суммы 112,5 млн руб., скорректированной на коэффициент-дефлятор (согласно последним разъяснениям Минфина в 2021 году для перехода на УСН с 2022 года с учетом индексации она равна 123,3 млн руб.).
- Единый сельхозналог (ЕСХН).
Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.
О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».
- Патент (ПСН).
ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.
Подробности см. здесь.
Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.
Режимы налогообложения в РФ 2022
По поводу внешних условий Минфин сделал такой вывод: среднесрочные глобальные перспективы остаются неопределенными и неустойчивыми.
При этом среди внешнеэкономических предпосылок базового прогноза основными являются:
-
снижение влияния на экономическую активность распространения коронавирусной инфекции, в том числе в результате массовой вакцинации;
-
активный восстановительный рост мирового ВВП (6 % и 4,6 % в 2021, 2022 годах соответственно) с последующим возвратом показателя к уровню, наблюдавшемуся до пандемии (3,3 % и 3,2 % в 2023, 2024 годах соответственно);
-
сохранение на протяжении всего прогнозного периода ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России.
Предполагается, что в 2022 – 2024 годах курсовая динамика сложится на уровне 72 – 74 руб. за доллар США. В реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным.
На содействие структурным изменениям, необходимым для достижения национальных целей развития, будет ориентирован весь инструментарий бюджетной политики, включая налоговую систему.
По заявлению Минфина, в целом в налоговой политике приоритетом остается обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, а акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
В частности, обелению экономики и созданию справедливых условий для конкуренции за счет роста собираемости налогов будут способствовать:
-
развитие национальной системы прослеживаемости товаров, обеспечивающей контроль оборота товаров на всех этапах – от ввоза до реализации в рознице;
-
формирование правовых основ для внедрения таможенного мониторинга;
-
запуск нового налогового режима «УСН.Онлайн» для микропредприятий с численностью сотрудников до пяти человек (аналогично режиму в виде уплаты НПД администрирование будет осуществляться в бездекларационном формате через удобный интерфейс);
-
введение института единого налогового платежа, предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и других параметров) с последующим принятием в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;
-
повышение качества администрирования акцизов на табак.
Системные изменения предусмотрены в налогообложении ресурсной ренты в отраслях горно-металлургического комплекса. С 2022 года предполагается модернизация принципов налогообложения в этих секторах с привязкой ставок НДПИ к уровню мировых цен на соответствующие сырьевые товары.
На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.
Принципы налогообложения:
Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, в виде 4 основных принципов налогообложения:
-
принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
-
принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
-
принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
-
принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Критерии качества налоговых систем
Мы разобрали функции и виды налоговой системы государства. Перейдем к критериям ее качества:
- Сбалансированность госбюджета — обеспечение казны государства запланированным объемом денежных средств, которые необходимы для осуществления его функций, определенных законодательством.
- Устойчивое состояние экономики — при проведении определенной налоговой политики должен наблюдаться рост производства, развитие отраслей хозяйства и регионов страны.
- Стабильные цены — соотношение «прямые-косвенные налоги» должно обеспечивать устойчивость цен и не допускать повышения уровня инфляции.
- Эффективность социальной политики — система налогов не должна ухудшать уровень жизни граждан, особенно социально незащищенных слоев.
- Должный уровень информированности населения — налогоплательщики должны четко знать, когда, где и в каком объеме они должны отправлять свои платежи государству.
Какие бывают налоги в РФ
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2021 года.
Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.
Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- акцизы;
- водный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- госпошлина.
В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.
Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».
Законодательное регулирование
Все, что связано с налогообложением и изъятием пошлин, регулируется Налоговым Кодексом. Статьи НК РФ определяют региональные, федеральные и местные налоги, а также специальные налоговые режимы на территории страны. Также кодексом регулируются проверки физ и юрлиц на уплату налоговых сборов. Проверки осуществляет ФНС.
Федеральная налоговая служба, опираясь на нормы, которые закреплены в НК РФ, следит за тем, чтобы правильно и своевременно начислялись и выплачивались налоги, ведет учет налогоплательщиков, а также осуществляет контроль над выполнением действующего законодательства.
Важно! Налоги устанавливаются действующим кодексом, а также другими актами, среди которых выделяют Федеральные Законы и постановления правительства.
Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.
Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.
Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- акцизы;
- водный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- госпошлина.
В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.
Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».
Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.
Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):
- Основная система налогообложения (ОСНО).
Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.
- Упрощенная система налогообложения (УСНО).
УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:
- среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
- остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
- доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
- Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — до 01.01.2021.
Данный спецрежим могли применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.
Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.
- Единый сельхозналог (ЕСХН).
Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.
О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».
- Патент (ПСН).
ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.
Подробности см. здесь.
Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.
Единый сельхозналог – специальная форма налогообложения в России, которую могут использовать только производители сельхозпродукции и те, кто оказывает им услуги, имея от этого не менее 70% в общем доходе.
Спецрежим недоступен для производителей подакцизных товаров, организаторов азартных игр и госпредприятий. Право на ЕСХН теми, кто нарушил установленные НК РФ условия для его применения, утрачивается с начала налогового периода, в котором произошло нарушение.
Учет по налогу ведется в КУДиР для ИП, а организации должны вести регистры бухучета. Декларация подается раз в год.
ПСН – режим, который предназначен исключительно для ИП. Приобретаемый патент дает право на определенной территории вести какой-либо вид деятельности, указанный в ст. 346.43. Число приобретаемых патентов не ограничено, а срок их действия может длиться от 1 до 12 месяцев в пределах одного года. Стоимость патента не зависит от фактического дохода ИП и уплачивается авансом.
Данный вид формы налогообложения для ИП имеет ряд ограничений:
- средняя численность работников – до 15 человек,
- ИП не заключает договора о совместной деятельности или доверительном управлении имуществом,
- площадь зала при оказании услуг общепита или розничной торговле не более 50 кв. м,
- лимит дохода в год – 60 млн руб. по всей деятельности ИП, а не только «патентной».
Несомненные плюсы патента – отсутствие налоговой отчетности и простой налоговый учет в Книге учета доходов. Утратить право на патент можно, нарушив любое из ограничений.
Налоги и налоговая система РФ на территории нашего государства стали зарождаться довольно давно. Однако структура, наиболее характерная современным реалиям, была организована лишь в 1991 году. В тот момент был принят закон, который так и назывался: «Об основах налоговой системы в России». Данный норматив вводил в действие множество фискальных обременений, таких как НДС, НДФЛ (в то время подоходный налог), акцизы на табак и алкоголь и другие сборы.
Уже в 1998 году была утверждена первая часть НК РФ, а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть. Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.
Налоговая система Российской Федерации
Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?
В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны. Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.
Следует отметить, что регион либо муниципальное образование действуют строго в рамках Налогового кодекса. Это значит, что они не могут вести собственный налог, не регламентированный на федеральном уровне. Акты субъекта или муниципального образования устанавливают лишь определенные параметры применения того или иного налога — ставки, льготы, периоды и так далее.
Уровнем, к которому относится налог, обусловлена и территория действия правил его применения. Например, ставка регионального налога будет действовать на территории всего субъекта РФ, а ставка местного налога — на территории муниципального образования.
Расчет по страховым взносам 2017: нулевой
Новый Расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года: пример заполнения
Заявление на межрегиональный зачет ИФНС (образец)
Понятие и виды налоговых льгот
Заявление о зачете налога с одного КБК на другой: образец 2020
Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.
Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).
Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.
Налоговая система Российской Федерации — это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.
Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.
Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.
Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):
- Федеральный.
- Региональный.
- Местный.
Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.
Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:
- Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.
- Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.
- Способы и виды контроля в налоговой сфере.
- Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.
- Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате.
- Принципы установления налогов.
- Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.
- Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.
Планы ФНС на 2021-2023 годы: вас вышвырнут из тени
Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения. Так, выделяют всего три уровня:
- Федеральный. Платежи федерального уровня зачисляются напрямую в бюджет Федерации (высший уровень). Нормы и принципы налогообложения (объект, база, ставки, льготы, периоды, освобождения, отчетности и сроки) регламентируются Кодексом и Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства России. Федеральные обязательства применимы на территории всей страны.
- Региональный. Сборы, которые подлежат зачислению в казну региона, субъекта, автономного округа, области, города федерального значения. Следовательно, ключевые правила налогообложения устанавливают власти субъекта РФ. Нормы действуют только для конкретного региона.
- Местный. Обязательства, которые уплачивают в бюджет муниципального образования. Принципы налогообложения устанавливают власти местных администраций в индивидуальном порядке.
Однако положения, регламентированные местными и региональными властями, не могут противоречить федеральным нормам. То есть власти субъекта или муниципального образования могут снизить ставку, ввести льготу или освобождение, отменить или ввести отчетные периоды и авансовые платежи. Но дополнить или скорректировать налоговую систему, НК РФ и виды платежей не вправе. Подробно о действующей классификации мы рассказали в отдельном материале «Федеральные, региональные и местные налоги».
Эффективность определяется не только ее структурой, но и составляющими элементами. Выделяют следующие элементы:
- виды налогов, сборов, взносов (с 2017 г.) и иных платежей;
- права и обязанности налогоплательщиков и госорганов;
- совокупность способов и видов контроля;
- введение ответственности на правонарушения фискальных норм;
- принципы и обоснования для установления фискальных платежей;
- установленный порядок обжалования.
Несмотря на многочисленность элементов, основой функционирования Налоговой системы РФ является его правовая база, а именно Налоговый кодекс.
Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:
- налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
- налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
- объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
- сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
- введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.
1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.
2.Снижение издержек государственного управления.
3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.